Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 02:18

МДОУ «ДС №11 «Ромашка»,город Стрежевой Томской области

Меню сайта
Категории раздела
Консультации [8]
Информация [0]
Памятки и рекомендации [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Родительская энциклопедия » Консультации

Развитие математических представлений детей дошкольного возраста посредством интеллектуальных игр.

 

                               Уважаемые родители!

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая…, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития!»

                                  Б. Н. Никитин

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека, около 60% информации формируется уже к 5-6 годам.  Взрослых порой поражает, как быстро ребенок усваивает некоторые сложные математические знания: запоминает трехзначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называть числительные в правильном порядке, до ста, тысячи. Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, такие знания воспринимаются детьми формально, а вопрос, требующий проявления сообразительности, творчества, может поставить ребенок в тупик.  Знания, данные ребенку в занимательной форме, усваиваются быстрее, легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями, поэтому, использование интеллектуальных игр является наиболее удачной формой для закрепления математических представлений детей. Хороший интеллект – решающее условие обучения в школе. Поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений – одна из главных задач воспитателей и родителей. Интересна методика Б. Н. Никитина, который впервые призывал «заниматься с ребенком как можно раньше». Никитины реализовали свою методику в рамках одной семьи. В результате семеро их детей начали читать в возрасте 2,5 - 3 лет. Игры были организованны так, что развивали высочайший интеллект. Дети Никитиных поступали в школу сразу в третий и четвертый классы. Подробное описание изготовления игр и методику, Б. Н. Никитин опубликовал в своей книге «Интеллектуальные игры».

Бори́с Па́влович Ники́тин - один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. В 1958г.  организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт  Макаренко.

Лена Алексеевна Литвинова -  коллега, жена, единомышленник.

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Сегодня игры Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных можно приобрести в магазинах и заказать по интернету, а можно сделать и самим.

Как играть с детьми в развивающие игры Б. П. Никитина?

( из книги Б. П. Никитина «Интеллектуальные игры»)

Их нельзя просто дать ребенку и сказать «Играй! - игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые через год. Их можно называть спортивным комплексом, но… для ума, для развития способности ребенка.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков кирпичиков. Задачи распложены примерно в порядке возрастания сложностей: от простого к сложному.

От доступных, до непосильных среднему возрасту. Нельзя по этому объяснить ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно ещё не дорос, не созрел надо подождать день, неделю, месяц. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми задачами, а позволяет детям и родителями составлять, придумывать новые варианты и даже заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

С какой игры начать? Лучше начать с заведомо более легких, которые явно под силу. И первый раз даже закончить, нисходя до трудных и непосильных заданий. И, конечно учитывая характер и темперамент ребенка. И всё-таки, лучше начать с игры «Сложи узор». После того, как освоены первые задания игры «Сложи узор», через неделю, другую, можно ввести в строй следующие игры: «Рамки и вкладыши Монтессори; а затем постепенно вводить «Уникуб», «Сложи квадрат». «Обезьянка», «Точечки», «Внимание», «Кирпичики», «КБ САМ». Этот порядок сугубо ориентировочный  и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка, и того интереса, которой начнет появляться у ребенка.

Сколько же новых игр давать сразу? И как вводить? Ведь игр много, надо их как - то сочетать одну с другой? Здесь нельзя дать жестких рекомендаций. Интерес к развивающим играм  подчинен закону «волны» и игру «Сложи узор» дети выполняют сначала каждый день, а потом все реже и реже, пока совсем её не оставят. Не надо настаивать на продолжении игры, ведь невозможно справиться за неделю со всеми заданиями, рассчитанными на несколько лет. Поэтому нужно забывать игру. Пусть пройдет неделя,  две или три, или даже месяц. В это время может на «волне» подняться другая игра. Но когда ребенок, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелесть почти новой. И теперь непреодолимые прежде узоры могут быть играючи выполнены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры.

А можно ли в один день играть две или три развивающие игры? Конечно можно, но только, чтобы минимум две из них были ребенку хорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблюдать всегда. Не следует ставить цель: играть 10 минут или 5 минут. Такая обстановка может убить всё живое. Игра превратиться в 5-10 минутную «отсидку». Пусть ребенок играет, сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принёс «Уникуб», через 5 минут сложив только одно задание, зато он закончит дело: сложит то задание, которое давно собирался сделать.

Игру лучше начинать с достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворения от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие с разного; то есть начать игру с более легких или уже преодоленных заданий. Если задание неодолимо, то лучше пропустить неподатливое и взять какое-либо из следующих, но не всегда более трудных. На долю взрослых в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутые, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее.  Пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте не мог решать такие трудные задачи. Для детей характерно образное мышление. Оно используется для привлечения внимания ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним. В эти игры можно играть на полу, лёжа, стоя, кому как удобно. Радуйтесь успехом вместе с детьми. Ищите свои правила, задания, чтобы игра стало ещё увлекательнее! Желаю успеха!

Б.Н.Никитин.

 

 

Категория: Консультации | Добавил: НагибинаРВ (02.03.2015)
Просмотров: 1135 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz